вторник, 15 ноября 2016 г.

Отставка Саакашвили и Деканоидзе - почему реформаторы бегут из Украины?

Проект «грузинские варяги» в Украине можно считать официально закрытым после отставки  Саакашвили и Деканоидзе. Относительно большая когорта иностранных специалистов, которые были  два года назад приглашены с подачи Ложкина (бывшего главы президентской администрации), в полном объеме ушла из украинской власти. Давайте сначала вспомним, кто был в когорте этих варягов.
Эка Згуладзе – автор реформы милиции в полицию
Давид Сакварелидзе – стал замом генпрокурора Шокина, навел знатного шороху, чего стоит одно дело о «бриллиантоых прокурорах».
Михо Саакашвили – стал губернатором одесской области.
Георги Лорткипанидзе – приехал с Михо, стал начальником УМВД Одессой области
Хатия Деканоидзде – приехала последней, стала руководителем Национальной полиции, работала вместе с Згуладзе.
Згуладзде, похоже, быстрее всех разобралась в ситуации и послала весь этот дурдом на три веселых буквы (про себя, естественно)
Сакварелидзе был уволен Шокиным, это по сути был «дембельский аккорд» бывшего генпрокурора, но никто не попытался вернуть грузина или предложить ему высокую должность – уж очень неудобный товарищ.
Саакашвили брыкался до последнего, но и он понял, что сломать систему просто так, «личным примером», не удастся.  После чего подал в отставку и ее моментально подписали. Характерно, что вместе с ним ушла, лишившись поддержки, Марушевская – так что о «халяве» на одесской таможне предприниматели могут смело забыть.
С Саакашвили интересно то, что изначально у него были хорошие отношения с Порошенко и грузин до последнего старался не идти на конфликт с президентом. Вполне возможно, что он даже до последнего верил в честность Пети, но стараниями последнего Михо ушел с должности «не солоно хлебавши» - почти все его проекты остались незавершенными, а некоторые из завершенных оперативно помножили на ноль (это про «центр обслуживания граждан», особую гордость Саакашвили).
Но самая интересная ситуация сложилась именно с Хатией  Деканоидзе, поскольку именно в этом случае отлично видна вся суть наших политиков и страшное их рвение к реформам.
Основная задача Хатии была переаттестация работников старой милиции и первое время она с ней достаточно успешно справлялась – погон лишились многие особенно «знаковые» менты. Но видимо Деканоидзе не понимала до конца, в какую яму попала – пытаться чистить структуру МВД при том, что прокуратура и суды – все старые кадры, всегда готовые «решить вопрос за небольшую мзду» - дело глубоко безнадежное. В чем все имели счастье убедиться, когда с позором уволенные менты начали массово идти в суд, нести туда копеечку, а там уже на закрытых заседаниях выносились решения о незаконности их увольнения.
Увольняясь Хатия признала, что она смогла только «заложить фундамент» будущей системы, при этом указала на три основные проблемы, которые не дадут создать по настоящему эффективную «полицию с человеческим лицом». Это:
- необходимость реформы прокуратуры и судов, которые как были продажными, так и остались (чего стоит только дело прокуратуры против Авакова, которое было закрыто за два дня)
- недостаточное финансирование. Обещанные новым полицейским зарплаты остались только в обещаниях, а получили они по факту примерно в 3 раза меньше. Проблемы обеспечения тоже никуда не делись.
- традиция вмешательства политиков в работу полиции.
Все это на фоне разгорающегося скандала с новой фавориткой Авакова – Настенькой Деевой, такого себе местного клона крымской «няш-мяш». Тут и совместная поездка в Японию, по которой министерство не может посчитать расходы, и неожиданное назначение ее замом (т.е. фактически ее поставили вровень с Деканоидзе) при условии практически полного отсутствия у нее опыта хоть какой-нибудь работы (помощник депутата и тусовка в неофициальном клубе реформ от Авакова – это не работа), и вполне вероятный служебный подлог (биографическая карточка, в которой указан стаж ее работы 10 лет, что никак невозможно), по которому Настеньке вполне могут припаять три года.
Думается, Деканоидзе прекрасно видела все происходящее и, вполне вероятно, что она поняла одну простую вещь – если на уровне министра происходит такая, извините мой французский, фигня, то шансов на изменения просто нет. Что характерно – Аваков подписал ее заявление моментально, и так же моментально назначил на ее место Трояна (пока исполняющим обязанности, но вполне вероятно, что он так и останется на этом месте), строго вопреки рекомендации Хатии провести открытый конкурс.
Этот случай продемонстрировал общую проблему грузинских варягов – они пришли, веря, что могут что-то изменить, считая, что здесь их опыт пригодится, что в Украине и правда хотят реформ, что к власти пришли честные люди и именно они хотят изменений. Понадобился примерно год, чтобы грузины поняли, что пребывание на занимаемых должностях не только не позволяет проводить реальные реформы, но и серьезно вредит их собственной репутации, поскольку по факту они ничего не решают, а реальная власть оказалась совсем у других людей.
При отсутствии поддержки от власти грузинской команде могла бы помочь поддержка обычных людей. Но по ряду причин поддержка эта была слишком жидкой и проявлялась только в моменты успехов. Кроме того, практически все успехи варягов или быстро затирались, или просто присваивались другими людьми, как, например, Аваков пожинает лавры от переименования милиции в полицию, хотя на практике единственная его функция была – не мешать.
В результате на данный момент Саакашвилли и ко полностью сбежали из украинской политики, хотя в большинстве своем и остаются на украинской земле. И сам Михо постепенно приходит к тому, что «понемногу» изменить систему не удастся, в свете чего вполне вероятно его своеобразное «возвращение», но уже в ипостаси одного из участников так называемого «третьего майдана». Правда, речь о чем-то серьезном, а не о той, порнографии, которую можно наблюдать сейчас в Киеве.



Комментариев нет:

Отправить комментарий